среда, 15 июня 2016 г.

Григорий Аврорин (Noise, Russia)


- Все-таки нойз, по-твоему, это музыка или что-то большее?

- На мой взгляд, нойз – это ни музыка, ни нечто большее. На мой взгляд, это вид перформативного искусства, концептуального. Он ближе к Fluxus, чем к музыке, просто основа перформанса происходит в аудиопространстве, а не кинематическом или визуальном. Это не больше и не меньше музыки, просто соседний, близкий подвид другого искусства.

- Грубо говоря, нойз - это нечто отдельное?

- Это близкий музыке подвид другого жанра. По грубой аналогии видеоарт близок кинематографу, но к нему не относится. Можно смешивать, можно использовать совместно, но это разные вещи.

- Уловил твою концепцию, но только вот гугл не хочет говорить что такое Fluxus...

-Это пост-дадаистское движение, зародилось в Америке в предхипповские времена. Абсурдистские перформансы и все такое. Мне очень нравится.

- Интересуют ли тебя эксперименты со смешением разных стилей и шума и если да то с какими стилями?

- Да с чем угодно можно смешивать, если придумать как. Не вижу проблем. Чем мне шум нравится, так это своей гибкостью. Можно очень много всего с ним делать. Я вижу много способов его сливать с чем угодно, да оно и делается, в общем-то. Важный момент: шум может сближать жанры и стили, сами по себе не комплиментарные, не сочетаемые. Надо только механику хорошо продумывать. Лучше всего, конечно, шум работает в связке со всякими перформативными штуками, поскольку генетически родственен им. Скажем, я просто восхищен, как Schimpfluh используют наследие венских акционистов.

- Обратил внимание на то, что ты два раза сослался на ранних европейских авангардистов. Хотелось бы узнать мнение и насчет классического искусства.

- Каких это ранних я сослался? Дада и венские господа? Это не ранние. А так-то я очень уважаю и стараюсь изучать классику.

- Как ты видишь будущее нойза? Есть прогнозы?

- Я стараюсь не рефлексировать на эту тему. Это и не слишком полезно, и не очень интересно. Шум – это материал. Если по каким-то причинам он перестанет меня интересовать, я всегда смогу найти себе занятие по душе.
Есть множество путей, по которым может пойти шумовое искусство. Самое замечательное, что не нужно выбирать магистрали, каждый может идти по своей тропинке. Пусть расцветает сто цветов, пусть соперничают сто школ.
Разве что отмечу, что до сих пор не оформилось по-настоящему, по гамбургскому счету использование цифровых технологий. Возможно, тут стоит ждать новостей.

- Абсолютно согласен в том плане, что шумовая музыка - это пространство практически безграничной свободы. Шум для тебя нечто фоновое или то, на чем ты концентрируешься?

- Я не говорил, что безграничной свободы. Я говорил, что он очень гибок и пластичен. Но свои ограничения у него есть. Насчет фоновости / концентрации – это зависит как от художественной задачи, так и от сиюминутного восприятия слушателя / зрителя.

- Какие-либо практики изменения сознания практикуешь?

- Нет, зачем? Мое отношение к любителям подобного – как к безногим инвалидам. Не можешь бегать сам, что же, пользуйся коляской. Но гордиться безногостью, полагать езду на коляске смыслом жизни – извините.

- Откуда черпаешь вдохновение? И как обычно начинается творческий процесс?

-С вдохновением все банально - мне на него положить абсолютно и полностью. Либо делаешь, либо не делаешь, а сидеть и страдать, что вдохновения нет, – ну, если его ожидать и сидеть ровно, его и не будет никогда. Аппетит приходит во время еды, так что дело с наличием вдохновения не связано. Есть – хорошо, нет – похер, прибежит, когда позовут.
Если же вопрос о том, откуда что берется, то из жизни окружающей, любой, и неважно откуда. Что угодно может запустить процесс мышления и привести черт знает куда. А когда уже более-менее ясно, что делать, тогда просто надо побороть лень и сделать наилучшее, на что способен. Если понадобится, то снова и снова, пока не получится действительно хорошо.-

- Подписываюсь. Из компьютерных программ музыкальных какие предпочитаешь?

-Оххх, сложный вопрос. Есть программы, какие предпочитаю и
какими умею пользоваться.
Мне нравится SoundForge, более-менее освоил Audition – он простой, но неудобный. Очень стараюсь освоить Cubase, очень хочу освоить Ableton... Еще есть какие-то мелкие програмулины, которые интересны для определенных узких задач, скажем, Ambiloop.
Про софт не меня надо спрашивать. Я в своем развитии так и не ушел далее кассетной портостудии, и все за пределами ее возможностей вызывает затруднения. Хотя первый комп, за которым я сидел, имел даже не 286 процессор, это была исктиха польского производства "Mazovija", я все равно с большим трудом и подспудной неприязнью использую компьютерные технологии.
Мне это интересно, но слишком не мое.

- Когда ты начал шуметь, мне было 10 лет - тяжело представить, как происходила тогда запись. Если нетрудно, в двух словах можешь рассказать о самом процессе?

- Так же, как и сейчас... Либо комп, либо кассетник как рекордер. В него втыкаешься так или иначе, потом корежишь записанное на другой рекордер. В этом плане ничего не меняется уже почти сто лет.
Проблема была, что мы были нищие, как церковные крысы, а потому приходилось очень много думать. Голь на выдумки хитра, и я считаю, что это очень хорошее правило. Когда все есть, меньше стараешься.
И мы были безграмотны и косоруки во всем. Приходилось учиться.
Вопрос не в процессе самом по себе, проблема, насколько ты знаешь процесс и умеешь им оперировать.

- Причины, почему многие обложки, названия для шумовых треков носят мрачный или извращенный характер, по-твоему заключаются в ассоциативных связях или просто так повелось?

-Я не знаю, почему у нынешних адептов так. Может, и традиция, и ассоциации. Тут каждый может говорить только за себя. Разве что отмечу, что шум, как и индастриал, были реакцией на новое капиталистическое общество, сложившееся к началу 80-х – на общество потребления в кредит. И реакцией отторжения, хочу заметить. Потому многое в них отражало либо темные стороны этого нового образа жизни, либо вводило полную антитезу ему, с нехорошими намеками, что исправительные учреждения рядом с Дахау ничем не хуже Walmart.
С другой стороны, последние годы идет рефлексия и реакция уже на это, ставшее клише и стереотипом, отношение. Есть HNW о гламурных актрисах, даже о Винни-Пухе уже есть. Стратегия меняется, от отторжения на абсурдно чрезмерное восхваление, чем занимался Ворхол, скажем.

- До того, как пришел к нойзу, какие стили в основном слушал и какие направления в основном слушаешь сейчас?

- До шума я слушал в основном джаз и старый рок-н-ролл. Вообще шум мало повлиял на мои музыкальные вкусы, разве что расширил горизонт познания. Благодаря штудиям в фанзинах узнал многое, что не знал прежде. А в целом не было четкого водораздела.-

- Какие твои ощущения от произошедших трансформаций в шуме за последние 10 лет и какие наиболее явные изменения ты бы отметил?

- Я воспринимаю всякое течение жизни довольно абстрактно и не обращая внимания на мелочи. Потому, возможно, мой ответ будет тоже слишком абстрактным. За 10-15 лет произошла дефиниция жанра и деление на субжанры. То есть теперь можно сказать, это харш нойз, а это нет; это HNW, а это неправильный HNW по тому-то и тому-то. Раньше такое было сделать сложно, оценки по формальным признакам были затруднены. Мне этот процесс не нравится, я считаю, что он очень ограничивает мышление. Но это естественный процесс развития, тут уж ничего не поделаешь. И это причина, по которой я могу однажды послать всё нафиг.

- То есть возникают мысли о прекращении музыкальной деятельности вообще?

- Такие мысли всегда есть и будут. Но я не о том. Я о смене поля деятельности. У меня есть идеи в голове, которые я не могу осуществить технически и стилистически. И я не уверен, что их возможно осуществить в рамках шума. Тем более, что шумовые дела структурируются, формальные рамки становятся жестче. Не знаю, мне не охота становиться лысеющим хард-рокером, наяривающим очередной "Smoke on the water", при всем почтении к Гиллану и Блэкмору.
И особенно к Лорду. Его клавиры чудесны.

- Но разве формальные рамки не существуют исключительно в голове?

- А они от этого мягче? Хуже того, они могут давить или не давить, но они чаще всего не осознаются. А как можно избежать того, что ты не видишь, не ощущаешь, не чувствуешь, чего не замечаешь вообще? А оно есть.
Что полагаешь естественным, нормальным, "а как же иначе?"
И еще.Даже если как-то их осознаешь, делать что-то наперекор им... "баба-яга против" – крайне плохой мотиватор для чего бы то ни было.
Да и вообще. Самые страшные и непреодолимые красные флажки всегда в головах-

- У меня почему-то, когда задумался над твоим вопросом, возникли ассоциации с мозгом и черепной коробкой. Хотя... Хирургическое вмешательство...

- Из любой тюрьмы можно сбежать. Какой угодно закон нарушить или переделать. Но границу в голове перейти почти невозможно.
Ну да, это естественная ассоциация.
Сколько всяких размышлений в искусстве по этому поводу.
И все они сводятся к лоботомии.
Скучно даже.
Собственно, в том же шуме это хорошо видно.

- Смотрел фильм "Гвозди" Андрея Исканова?

- Нет. Я мало смотрю кино.

- Наш хабаровский режиссер снял фильм в одной квартире с двумя актерами, один из которых всеми возможными способами пытается распилить себе голову

- Ну, мило.

- В чем, по-твоему, секрет популярности Merzbow?

- Ответ прост и незамысловат.
В одно слово: Earache
"Veneorology" вышел на подразделении Earache в год наивысшей славы лейбла, когда толпы народу по всей Америке скупали все, нет, ВСЕ с их маркой.
И придя домой, получили вот такое.
Я наслушался историй, как мужики в футболках Napalm Death покупали новый альбом боготворимого лейбла, закупались пивом, бежали домой слушать и за час охуевания понимали, зачем они здесь.
Этот альбом – один из самых жестоких у Акиты. И он продавался везде, по всем США.
Кроме того, Акита первым из японцев провел гастроли по Америке. Кроме того, он был очень активен в почтовых обменах и изданиях в 80-х.
То есть имя он к тому моменту уже имел известное и положительное.
И у Акиты действительно есть важная вещь, которой многие пренебрегают – концепция. Достаточно гибкая и плодотворная без клишированности.

- Merzbow получается "благословил" в свое время целое поколение?

- Ну да. Куча народу начала что-то делать в Америке в 1995 году.

- Из писателей и режиссеров можешь выделить фаворитов?

- Сложно сказать. Ну, мне нравится, очень нравится, "Останкинская трилогия" Владимира Орлова. Из режиссеров... Не знаю, я не киноман, ни одного режиссера не смотрел, чтобы вот все фильмы. На ум приходят разве что Висконти и Феллини.
Еще очень повлиял на мировоззрение Юфит, но в составе всех тусы некрореалистов питерских.
Аллен Роб-Грийе нравится, Бертран Блие.
Не знаю, сложно кого-то выделить.

- Из концертной деятельности можешь вспомнить какие-нибудь курьезные случаи?

- Каждый концерт в чем-то курьез. Про самые вопиющие мне уже надоело рассказывать, да и моя роль там была невелика. Из относительно последних – это как в Москве последний раз попросил подсветить мне примочки. А у них ничего не было, кроме стробоскопа. Короче, через пол-минуты я уже потерял ориентацию в пространстве полностью, находил кнопки и переключатели случайно и наощупь – они просто возникали из темного ничего и снова пропадали. После выступления я еще минут десять стоял, держался за стеночку, пока не проморгался.

- Если бы перед тобой стояла цель написать к своим произведениям текста или речитатив-то что это были бы за текста?

- Меня об этом уже спрашивали. Когда я задумываюсь об этом, у меня в голове всплывает бульканье доктора Зойдберга, и больше ничего. Я ничего не хочу и не могу сказать людям. Об этом они все и есть. Если надо какие-то слова произносить со сцены, мне проще найти готового на это человека и попросить его.

- В переписке на e:/music/noise сталкивался с неодобрительным отношением матерых шумовиков к начинающему поколению. Впрочем, это можно наблюдать в любой области, ну а по-твоему, чем плох тридцатиминутный шум пылесоса записанный на телефон и обработанный при помощи фрути-лупс?

- Мне пофиг, сколько чего на что и как обработанный. Если оно хорошо, то оно хорошо. Увы, чаще всего это плохо, неважно сколько чего на что и как обработано.
А ругать молодежь – а как же иначе?! И над старичьем смеяться – как иначе-то?
Это извечная игра, полезная и приятная.

- Немного личный вопрос, пропускай если что, но в твоей анкете вк нет этого пункта. Каково твое мировоззрение? Есть ли в твоей жизни место непознаваемому и запредельному?

- Что значит "непознаваемое" и что значит "запредельное"?
Чтобы я ответил на вопрос, будь добр четкие дефиниции.

- Сверхсознание - нечто превосходящее людей по уровню сознания...

- Я атеист, если ты об этом.
И что значит – "уровень сознания"?
Сознание – само по себе уровень человеческой психики. Выше суперэго, ниже бессознательное.

- А выше сверхэго?

- Суперэго, да.
Наши представления о жизни, грубо говоря.
Кстати говоря, я считаю, что бога, как сущности, нет.
Но он есть, как действующий симулякр.-

- Или как термин из словаря атеиста.

-Неважно. Важно, что очень много людей так или иначе действуют, как будто бог есть.

- Ну это глобальные процессы мы на них повлиять не в силах...

- Отчего же?
Смотря в каких пределах повлиять
Все процессы – это сложение множества векторов, среди которых и наш есть.

- Возможно у меня комплекс, но мне кажется, что мой вектор где-то на дне кучи. Может ли капля повлиять на течение реки?

- Капля не может, так как не обладает своей волей. Давай не будем углубляться в высокую философию. Так мы и до общественного договора дойдем, и до общества спектакля, и до психоистории, и других не менее интересных штук, в которых я не могу сказать, что разбираюсь достаточно для разговора.
Эти все вопросы про капли, соломинки и песчинки волную людей со времен Гераклита и Эмпедокла. Мы с тобой вряд ли скажем что-то новое.

- Твоя цель записывания шума?

- Цели, как таковой, нет, если говорить в рамках искусства. Для меня это всегда был поиск чего-то нового в себе. Возможность сделать нечто, на что я неспособен.
К сожалению, сейчас это уже не так. Сейчас я скорее по инерции, потому ищу новые способы перепрыгнуть через голову.
Есть ощущение потолка, в который уперся и не знаешь, как дальше.
Это весьма тягостное состояние, как и любой кризис. Но зато сколько возможностей. Не считая проблем, само собой. Проблем очень много.

- Ну и напоследок хотелось бы попросить прикрепить к посту какую-нить картинку и любимой музыки,а также если есть возможность самый любимый трек из собственного творчества.

- Насчет любимой музыки проблема, что ее почти нет ни на компе, ни в сети.
Все даже не на дисках, а на кассетах.

- Что же ты такое там любишь?

- Да много чего. Обычный набор старого пердуна.
А из своих мне что-то сложно выбрать. В вк полно моих так или иначе загруженных, можешь по своему выбору поставить.

- Кстати забавно, что если взять нойз как направление перфомативного искусства, то ладно бы собрались там в музее - пошумели разик на публику...так нет же - нашлись те, кто готов переслушивать дома. И скопировали у музыки формат а-ля нумерация треков и названия, ну и носители.

- Это очень глупое представление о перформансе.
Извини за прямоту.
Это про не вопрос копирования, это вопрос технологии дупликации.
Это не эксклюзив музыки. В бухгалтерии те же принципы, и что?

- Просто интересно насколько много разных точек зрения существует в отношении шума?

- Каждый сам определяет для себя, что и зачем.
Это нормально.
И слава богу, что нет какой-то одной и безусловной.

-И даже если все вдруг резко бросят записывать свои эксперименты, то поезда, заводы, стиральные машинки продолжат наше дело.

- Точнее, не наше, а свое.
Это мы делаем их дело с меньшей пользой"

оригинал

Комментариев нет:

Отправить комментарий